ВступлениеДорогие читатели!
Я некоторое время работаю в музыкальной школе – учу детей играть на скрипке.
Одна? Что за цель-то?
То, что мне кажется важным, для вас – пустой звук.
Особенно трудны первые годы занятий. Результат слышен далеко не сразу, зато усилий приходится прикладывать немало.
Теперь самое главное -
Если же вы считаете, что ваша задача – привести чадо на урок, а потом увести... Помните, что занятие музыкой – это ежедневный труд. А скрипка – непростой инструмент, требующий внимания, терпения и любви. Возможно, через некоторое время я посмотрю на все написанное под другим углом, и напишу что-то иное. Возможно, кто-то из вас напишет свою версию – с названием вроде “Ликбез для злобной училки”, которую я с огромным интересом прочитаю. А пока простите мне некоторую долю иронии, и совсем уж маленькую капельку яда... Можете считать, что у меня такое своеобразное чувство юмора. А без юмора в педагогике никак – иначе рано или поздно увезут на машинке с мигалками в ту или иную сторону. И одним преподавателем будет меньше... С уважением, Анастасия Енина. к началу |
Родитель на уроке.Надо ли родителям ученика присутствовать на уроке?
"Конечно, надо!"-
Как мы уже знаем (см.
предыдущую статью),
Если речь идет о дошкольнике, присутствие в классе одного из родителей
Казалось бы, все довольны! И тут педагоги сталкиваются с двумя очень распространенными крайностями. Первая крайность.Родитель проявляет свое присутствие слишком явно.
Самое главное, что часто все это делается полуосознанно.
Совет прост:успокойтесь!
Не можете успокоиться? А вот вторая крайность.
К сожалению, она встречается еще чаще первой...
Я все-все понимаю... Жизнь - штука тяжелая. Вы крутитесь как белка в колесе (дом, работа, дети)...
А теперь - как педагог.
Не надо сидеть в классе с книжкой или кроссвордом.
В некоторых случаях родители (очень занятые люди) отправляют на урок вместо себя тетю/бабушку/няню (нужное подчеркнуть). А что же надо,
спросите вы...
Итак,
Уверяю вас, на следующем занятии вы услышите результат вашей работы. |
О поведении на урокеПеречитала написанное, и ужаснулась – столько правил и запретов в одном маленьком текстике! Итак, представьте: Стоп. С этого момента и начинается поведение на уроке.
Прежде всего – остановитесь. Прислушайтесь – в классе тихо? Или раздаются некие звуки (в нашем случае - что-то, напоминающее звук скрипки)?
Итак, звуки прекратились. Можно входить? Все-таки лучше постучитесь (Вы заходите не к себе домой. Класс – территория преподавателя). А потом – заходите.
Ага. Вот вы и в классе... Или в класс заходит только ваш ребенок, если он уже достаточно самостоятелен.
И теперь, как вежливые люди, мы что делаем? Поздоровались? А теперь подумайте – готов ли ребенок начать заниматься? Все ли в порядке с его одеждой? Чистые ли у него руки? Настроен ли он психологически на урок? И, если на подобные вопросы вы отвечаете отрицательно, то... что? Уместно ли в классе заправлять ученику рубашку в штаны (как вариант – одергивать юбку и подтягивать колготки)? Ужасаться измазанным непонятно чем ладошкам? Громко шептать наставления? А что в это время будет делать преподаватель? Ждать, когда же вы закончите поправлять, отчищать, наставлять? Если ученик в классе, то есть – на уроке, то этого ученика надо учить! А вместо этого приходится слушать все подробности. И тут нам надо вернуться к началу... Вот вы поднимаетесь по лестнице, подходите к классу... Задаете себе волшебные вопросы (см. выше) про руки, одежду и т.д. Затем смотрите на часы... Ага, до урока еще несколько минут! Как раз хватит на то, чтобы привести ваше чадо в порядок – посетить туалет, помыть руки, поправить одежду и прическу, и даже на родительское напутствие времени хватит.
Другой вариант – вы опаздываете. Бывает... (Вы, конечно же, не забыли позвонить педагогу).
Небольшое отступление. Придется сказать еще о некоторых вещах. Пожалуйста, не кормите и не поите детей непосредственно перед уроком! Бывает, что ученик несколько раз за урок отпрашивается “выйти”... А все эти крошки, остатки шоколада на подбородке! Опять же – липкие пальцы... Дожевывание и проглатывание в классе! Не надо. Не приводите на урок больных детей! Даже если это “всего лишь” насморк и кашель.
Вернемся в класс. Про уход за инструментом я, пожалуй, напишу отдельно... Здесь же выскажу только одну мысль: перед тем, как отправиться на урок, проверьте содержимое футляра. Скрипка, смычок, подушечка или мостик, канифоль – все на месте? Бывает, что, придя в класс, ученик потрясенно застывает перед открытым футляром. Особенно часто забываются смычки.... И вот наш урок подходит к концу. Вы получили домашнее задание, скрипка уже в футляре. Остается только попрощаться с преподавателем. Прекрасно, если после вашего урока у педагога небольшой перерыв. В этом случае вы можете с чувством произнести: “до свидания!”. А бывает, что, пока вы собирали скрипку, ноты и все остальное, в класс пришел следующий ученик. Преподаватель уже настраивает инструмент. Производите как можно меньше шума. Попрощайтесь тихонько, и так же неслышно притворите за собой дверь... Встречайте – идеальный ученик, несбыточная мечта преподавателя! Он всегда опрятно одет, у него чистые руки и аккуратные ногти. Его ноты и инструмент в идеальном порядке. Никогда не забывает дневник. Сосредоточен. Вежлив. Всегда выполняет домашнее задание. Да, таких детей не бывает... Однако никто не мешает вам понемногу приближаться к совершенству. Когда-нибудь ваш педагог состарится и уйдет на заслуженный отдых. И, собрав коллег за чашкой чая с вареньем, станет рассказывать историю о том, какой хороший ребенок учился давным-давно в его классе. Коллеги будут слушать с недоверием и восхищением....
к началу статьи |
О домашних занятияхСложную тему я выбрала для разговора. Попробуем же разобраться... Часть перваяИтак, ваш ребенок первый раз посетил урок по скрипке. Педагог показал ему скрипочку, смычок, объяснил, как держать инструмент. Ребенок узнал, что такое канифоль и зачем она нужна. Сколько струн у скрипочки, как они звучат, что за прием игры – pizzicato. Вы тоже, конечно, присутствовали на занятии. И вас тоже “загрузили” информацией – как ухаживать за скрипкой, какие ноты взять в библиотеке, а какие – купить в музыкальном магазине. И еще вам сказали, что надо заниматься дома...
Придя домой, вы погрузились в нескончаемую череду повседневных забот. Вам смутно помнится – надо что-то сделать, а вот что? Скрипка... И вы понимаете, что все, поведанное вам на уроке, благополучно забылось.
Делаем первый вывод – на уроке надо достать блокнотик и ручку и все-все записывать: как организационные вопросы - где купить ноты, канифоль, так и специальную информацию - как называются струны / где живут нотки / как располагаются пальцы на смычке... Предположим, вы успешно прошли первую часть квеста под названием “Домашнее задание”. Ноты куплены, указания педагога записаны. Можно облегченно вздохнуть? Что вы, все только начинается! Теперь надо заниматься.
Все не так сложно, как кажется. Поначалу дома надо будет только вспоминать пройденное на уроке.
Занятие для первоклассника может длиться 30 минут. Для дошкольника хватит и 15 минут в день. (Здесь я напоминаю вам, что пишу об учащихся обычной музыкальной школы. В лицеях и "десятилетках" другие правила.)
Для чего это нужно?
Давайте по порядку.
Про песенки:
Про хлопанье в ладоши: Таким образом – посредством упражнений и повторений - формируются основные навыки. Не буду объяснять, что такое навык, здесь лучше написано.
Если упражнения не повторять и не выполнять домашние задания, ребенку будет неприятно посещать скрипичный класс.
Если вы хотите, чтобы ребенок узнавал что-то новое, чтобы общение со скрипкой и с педагогом было в радость – помогайте своему сыну или дочери заниматься дома. Помните, что в первые годы обучения многое зависит от вас. Некоторые родители спрашивают меня, а нельзя ли сделать так, чтобы ребенок ходил на уроки почаще... Ну, чтобы дома не заниматься... А то мы, знаете ли, не умеем. И времени нет совсем...
Вот что я могу на это ответить:
Такова формула успешного учебного процесса, простая, как все гениальное...
Наверное, вы мечтаете о том времени, когда ваш сын/ваша дочь подрастет и будет самостоятельно заниматься, делать уроки... Часть вторая
Вот прошла осень, за ней зима, весна... Выступления, экзамены. Вот они, долгожданные каникулы!
Надо ли заниматься музыкой в летние каникулы? Конечно же, лето – это отдых. Гулять, купаться, есть фрукты – и никакой школы. Родители тоже чувствуют некоторое облегчение – не надо беспокоиться об оценках, водить в школу и в музыкалку, проверять уроки. Можно хоть немного расслабиться. Заглянем, однако, в недалекое будущее. Представим, что лето закончилось и начался новый учебный год.
Ваш отпрыск, одичавший за время каникул, приступает к занятиям в школе.
И тут выясняется, что навыки – те, что так долго формировались – потеряны.
Ребенок испытывает стресс – все, что весной так легко получалось, куда-то пропало. Особенно умиляет, когда в конце лета звонят мне родители учеников и радостно сообщают, что “не занимались все лето! Ну, то есть скрипку вообще не доставали из футляра!” Интересно, как я должна реагировать? Радоваться вместе с ними? Иногда после таких “радостей” всерьез хочется бросить любимую работу...
Как видите, картина довольно мрачная. А все могло быть по-другому. И бывает ведь! (Редко, правда...)
От вас, мудрых и любящих родителей, требуется совсем немного дальновидности и организованности.
Как правило, педагоги прекрасно понимают необходимость летнего отдыха. Задание на лето чаще всего небольшое. От ученика требуется лишь разобрать одно-два произведения.
А от вас – разумный распорядок дня и некоторая доля непреклонности
В результате ребенок приходит на первый урок подготовленным. Руки не устают, пальцы не болят от струн (это тоже важно), нотный текст разобран. Можно осваивать новые штрихи, спокойно работать над качеством звука, тембром, динамикой, характером произведения...
к началу статьи |