Вступление

Дорогие читатели!

Я некоторое время работаю в музыкальной школе – учу детей играть на скрипке.
С самого начала педагогической деятельности я поняла, что очень многое зависит от вас – родителей ученика.
Казалось бы, и у педагога, и у родителей одна цель.

Одна? Что за цель-то?
“Научить ребенка любить и понимать музыку!” - скажет преподаватель.
“Сделать моего ребенка успешным во всем!” - возразит уверенный в себе папаша.
“Играть на скрипочке – как это романтично! ” - воскликнет трепетная мамочка.
И вот здесь начинаются разногласия и противоречия...

То, что мне кажется важным, для вас – пустой звук.
То, что я считаю рабочим моментом, для вас – проблема.
Очевидное для меня – невероятное для вас... И т.д., и т.п.
Общаясь друг с другом, преподаватель и родитель ученика ведут себя, как существа с разных планет.
Непонимание иногда приводит к взаимному раздражению.... Последнее, в свою очередь, пагубно сказывается на учебном процессе. А это вовсе не то, к чему мы с вами стремимся, не правда ли?

Особенно трудны первые годы занятий. Результат слышен далеко не сразу, зато усилий приходится прикладывать немало.
Некоторые задания педагога кажутся бессмысленными.
Мне захотелось помочь родителям начинающих скрипачей сориентироваться в музыкальном пространстве, объяснить им некоторые спорные моменты с точки зрения педагога (меня то есть).
И решила я написать эти - даже не знаю, как назвать... Пусть будут просто “текстики” - на статьи не похоже, а “заметки” или “записки”– несерьезно.

Теперь самое главное -
я пишу для родителей, которым небезразлично музыкальное развитие их детей. Которые готовы хоть немного, но - жертвовать собственным временем и силами ради занятий ребенка скрипкой.
Здесь я вспомню годы своего учения и мою маму. Каждый день она занималась со мной дома (несмотря на недописанный доклад, подготовку к лекциям, усталость и семейные проблемы), пока не приучила меня к самостоятельной работе. На это ушло несколько лет... Миллионы сгоревших нервных клеток - маминых, море слез - моих , один сломанный колок - это уже скрипка безвинно пострадала. И прекрасные минуты - когда понимаешь, что - вот оно, получается, звучит!

Если же вы считаете, что ваша задача – привести чадо на урок, а потом увести...
Мне жаль вашего педагога. И жаль ребенка – он мог бы успешно заниматься, но без вашей помощи не справится.

Помните, что занятие музыкой – это ежедневный труд. А скрипка – непростой инструмент, требующий внимания, терпения и любви.

Возможно, через некоторое время я посмотрю на все написанное под другим углом, и напишу что-то иное. Возможно, кто-то из вас напишет свою версию – с названием вроде “Ликбез для злобной училки”, которую я с огромным интересом прочитаю.

А пока простите мне некоторую долю иронии, и совсем уж маленькую капельку яда... Можете считать, что у меня такое своеобразное чувство юмора. А без юмора в педагогике никак – иначе рано или поздно увезут на машинке с мигалками в ту или иную сторону. И одним преподавателем будет меньше...

С уважением, Анастасия Енина.

к началу


Кому это надо?

Попробуйте задать себе этот вопрос, прежде чем вы поведете свое чадо на первый урок по скрипке.
"Как это - кому? - удивитесь вы, -Ребенок услышал скрипочку (или увидел скрипача на концерте) - и так захотел! Все лето спрашивает, когда же наконец в музыкальную школу?"

Что ж, прекрасно, когда ребенок идет на урок с радостью.

Заглянем в не очень далекое будущее...

Вот первая картина:
Осень, которая из "очей очарованья" превратилась в самую настоящую "унылую пору".
Холодно, темно и дождик капает. А через час тащиться на урок в музыкалку...
Ваш отпрыск по-прежнему бежит на урок с удовольствием?

Картина вторая: ребенок устал (в школе контрольная, а еще его обидел кто-то, и на обед были овощи тушеные, ну и т.д.).
А на уроке по скрипке от него чего-то добиваются - исправить фальшивую нотку, правильно поставить пальчики на смычке.
Энтузиазм не иссяк?

Тогда вот:
Ура! Пригласили на день рождения! После школы всем классом в кино, а потом в кафе! Будет весело!
Только вот незадача - время киносеанса или похода в кафе совпадает с уроком по скрипке...
(И тут я в скобочках замечу, что преподаватели - и я в их числе - очень не любят просьб об отмене или переносе занятия по не слишком уважительной причине...)

А вот еще:
Увлекательная компьютерная игра, ваш ребенок уже на каком-то головокружительном уровне, еще немного - и победит всех монстров! И тут вы говорите: -"А ты помнишь, что завтра на урок? Позанимайся, тебе надо доучить этюд наизусть..."
(Еще одно замечание в скобочках: домашние занятия должны быть регулярными, т.е. каждый день).

Как вам экскурс в будущее? Вы уже поняли, что через месяц-другой ребенок может уже и не захотеть заниматься?

Возвращаемся к вопросу о том, кому же это надо...

Ясно, кому! Педагог ребенка учит, вот ему и надо!
Конечно, это так... Любой здравомыслящий преподаватель старается заинтересовать ученика, сделать урок динамичным, увлечь ребенка прекрасной музыкой и красотой звучания иструмента. И любой педагог радуется успехам своих учеников.
Но... Во-первых, скрипка - инструмент непростой, особенно поначалу. Прежде чем появится та самая "красота звучания", пройдет, быть может, не один месяц.
А еще - дети ходят на урок по специальности всего два раза в неделю, и длится урок всего 45 минут.
Для того, чтобы закрепить пройденное в классе, нужны домашние занятия. Преподаватель в классе может показать упражнение, разучить его с учеником, разобрать нотный текст пьесы... Но заниматься дома с учеником будет - кто (мы ведь уже поняли, что сам юный скрипач предпочтет компьютер или другое "важное дело")? Куда приходит ваш ребенок после музыкальной школы?

Правильно, приходит он домой.
Вот мы и разобрались...
И надо это все - вам, дорогие родители...
По крайней мере, первые несколько лет обучения - они самые трудные. Может быть, вам станет чуть проще после первого концертного выступления вашего чада - атмосфера праздника, цветы и аплодисменты отлично влияют на мотивацию.
Но поддеживать интерес к занятиям будете все-таки вы.
Вы будете помогать ребенку в домашних занятиях. Предвосхищая возражения вроде того, что вы музыке никогда не учились, и "медведь на ухо наступил", скажу следующее: во-первых, музыкальный слух развивается (т.е. можно и поучиться), а во-вторых,последить за правильностью постановки - это уже огромная польза. (Впрочем, про постановку я напишу отдельно.)

А напоследок - самое главное.
Знаете, для кого ребенок занимается?
Не для абстрактного "искусства" (упаси Бог!), не для скрипочки, и не для преподавателя...
Он занимается для вас.
Ради вас он каждый день берет в руки инструмент.
Ради вас он играет на концертах и экзаменах.
Поэтому - не стесняйтесь радоваться успехам вашего сына или дочери. Не стесняйтесь хвалить даже за крошечные достижения, и ни в коем случае не ругайте за неудачи (эту грязную работу вы вполне можете оставить преподавателю...).
Вы же приободрите юного музыканта, и предложите дома позаниматься на полчаса больше - тогда на следующем уроке все обязательно получится!
А когда вам станет ну очень тяжело (а никто и не обещал, что будет легко!) -
вспомните,кому это все-таки было надо...

к началу статьи
к Вступлению



Родитель на уроке.

Надо ли родителям ученика присутствовать на уроке?

"Конечно, надо!"-
скажет вам педагог. И задумается, надолго задумается над своими словами.

Как мы уже знаем (см. предыдущую статью),
роль родителей в музыкальном развитии ребенка очень велика.
И, безусловно, тот, кто помогает юному скрипачу в домашних занятиях,
должен представлять себе, что происходит на уроке.

Если речь идет о дошкольнике, присутствие в классе одного из родителей
(хотя бы на первых занятиях) обязательно.
Ребенок легче переносит новую среду, новый вид деятельности, общение с незнакомым человеком.
Родители спокойны за ребенка (мало ли как будет педагог относиться к вашему сокровищу),так как наблюдают за учебным процессом.
Педагогу же легче наладить контакт с учеником, если тот спокоен и не зажат.

Казалось бы, все довольны!
Но что же дальше? Как должен находящийся в классе родитель проявлять (или не проявлять) свое присутствие?
Что же он должен делать?

И тут педагоги сталкиваются с двумя очень распространенными крайностями.

Первая крайность.

Родитель проявляет свое присутствие слишком явно.

  • Во время урока позволяет себе одергивать ученика (вероятно, считая поведение на уроке последнего неподобающим).
  • Или, наоборот, периодически подзывает к себе ребенка, и начинает утешать/целовать/обнимать (желаемое подчеркнуть )...
  • В классе поправляет одежду ученика
  • Вмешивается в ход урока, постоянно что-то спрашивая у педагога

Самое главное, что часто все это делается полуосознанно.
Может, причина в повышенной нервозности, или в желании сделать как можно лучше (а ведь известно, что получается, когда мы хотим "как лучше"!).
Стоит ли говорить, что все вышеуказанное затрудняет работу педагога, да и ученик отвлекается от поставленной перед ним задачи.

Совет прост:успокойтесь!
Маленькие дети часто капризничают - из-за плохого настроения, усталости и многих других причин.
Это не повод для того, чтобы прерывать занятие. Поверьте, преподаватель (в большинстве случаев) способен справиться с ситуацией самостоятельно.
Если на уроке что-то не получается (а это неотъемлемая часть учебного процесса), не спешите утешать свое чадо.
Позвольте ему добиться результата. Тогда вы сможете похвалить его за терпение и силу воли.
Но только - после урока.
И задать педагогу вопросы можно тоже после урока. Например, когда записывается и обсуждается домашнее задание.

Не можете успокоиться?
Что ж... Выйдите из класса.
Погуляйте на свежем воздухе, приведите в порядок расшатанные нервы.
Не забудьте вернуться к окончанию занятия.

А вот вторая крайность.

К сожалению, она встречается еще чаще первой...
Родитель (в 90 случаев из 100 это, конечно, мама) приходит в класс с

  • интересной книгой
  • кроссвордом
  • вязанием
  • со стопкой ученических тетрадок, которые тут же и начинает проверять (это касается мам-педагогов)
  • с намерением просто поспать

Я все-все понимаю... Жизнь - штука тяжелая. Вы крутитесь как белка в колесе (дом, работа, дети)...
Выспаться бы... Книжечку почитать...
Это я сочувствую вам как человек.

А теперь - как педагог.
Если вы заняты книжкой, вязанием и т.д., или просто блаженно подремываете, развалясь,то вас в классе нет.
То есть физически вы присутствуете, а вот фактически - извините, но - нет...
Такое поведение родителя не способствует хорошей работе ученика.
Ребенок видит, что его усилия неинтересны самому близкому человеку - маме.
А на педагога это ваше "присутствие" действует угнетающе.
Сразу появляется ощущение бессмысленности всех усилий, да и какой-то... неловкости, что ли?
Как будто преподаватель мешает вам отдыхать...

Не надо сидеть в классе с книжкой или кроссвордом.
Вы с тем же успехом можете заняться этим в коридоре.
А еще лучше - выйдите на свежий воздух. И не забудьте возвратиться к окончанию урока.

В некоторых случаях родители (очень занятые люди) отправляют на урок вместо себя тетю/бабушку/няню (нужное подчеркнуть).
Если эти "заместители" могут реально помочь ребенку с домашними занятиями, то - милости просим в класс!
Но чаще - все те же кроссворды, вязание, умиротворенное посапывание...
Умоляю, не надо!!! В коридор! На свежий воздух!

А что же надо,

спросите вы...
Просто поймите, что

  • Школа - учебное заведение, а не место для проведения досуга.
  • Учебный процесс, который вы наблюдаете на уроке по специальности - серьезная и напряженная работа, совместная работа педагога и ученика.
  • Если вы пришли на урок, приготовьтесь не отдыхать, а работать.

Итак,

  • Не мешайте ученику и педагогу.
  • Достаньте ручку и блокнот. Записывайте замечания педагога и домашнее задание.
  • Дома просмотрите свои записи перед домашними занятиями, обсудите их с ребенком.
  • Постарайтесь проучить отмеченные фрагменты произведений так, как это было сделано на уроке.

Уверяю вас, на следующем занятии вы услышите результат вашей работы.
И не только вы - ученику будет легче выполнять требования преподавателя, урок пройдет на одном дыхании, а преподаватель...
Преподаватель будет счастлив...
Говорю об этом без преувеличений. Для педагога очень важно чувствовать некую эмоциональную "отдачу" в ответ на свои усилия.
Если этой отдачи нет, возникает опустошенность, ощущение ненужности и страшная усталость...
А вот заинтересованность родителей, осмысленная игра ученика, возможность (наконец-то) показать что-то новое -
все это значит, что работает педагог не зря...

к началу статьи
к статье "Кому это надо"
к Вступлению

О поведении на уроке

Перечитала написанное, и ужаснулась – столько правил и запретов в одном маленьком текстике!
Но мне можно, я же “училка”!..

Итак, представьте:
Вы приводите ребенка на урок в музыкальную школу. Поднимаетесь по лестнице, заходите в класс...

Стоп. С этого момента и начинается поведение на уроке.
Как вы зайдете в класс? Распахнете дверь и по-хозяйски прошествуете? Робко постучитесь, поскрипите дверью, просунете голову?

Прежде всего – остановитесь. Прислушайтесь – в классе тихо? Или раздаются некие звуки (в нашем случае - что-то, напоминающее звук скрипки)?
Последнее означает, что в классе идет урок.
Удобно ли прерывать учебный процесс громким стуком в дверь или эффектным входом в класс?
Сразу отвечаю – нет.
Быть может, ученик играет произведение наизусть, он предельно сосредоточен на нотном тексте. Или педагог наконец-то, в самом конце урока добился хоть капельки внимания от малыша-дошкольника. Ваше внезапное появление способно рассеять это внимание и свести на нет усилия преподавателя.
И тут я слышу некие намеки (а иногда и претензии) на то, что, дескать, есть расписание, и вот сейчас уже, извините, наш урок, а время предыдущего урока истекло, так что...
На это могу ответить вот что:

  • Скорее всего, долго ждать вам не придется - в течение минуты звуки прекратятся.
  • Иногда педагогу надо добиться от ученика хоть какого-то результата, и потратить на это несколько лишних минут. А в другой раз эти минуты потребуются другому ученику, быть может, и вашему отпрыску... Приятно ли будет вам слышать такие намеки уже в адрес вашего чада и продолжительности его урока?.. Как говорит проникновенный голос в метро, “будьте взаимно вежливы и предупредительны”. Хотя мне больше нравится кот Леопольд с сиреневым бантиком и словами: “Ребята, давайте жить дружно!”.

Итак, звуки прекратились. Можно входить? Все-таки лучше постучитесь (Вы заходите не к себе домой. Класс – территория преподавателя). А потом – заходите.

Ага. Вот вы и в классе... Или в класс заходит только ваш ребенок, если он уже достаточно самостоятелен. И теперь, как вежливые люди, мы что делаем?
Правильно, здороваемся! И вот тут вопрос – кто здоровается первым?
А первым здоровается ваш ребенок, то есть ученик, и вы, то есть родитель ученика. Педагог вам радостно отвечает. Это правило поведения на уроке, запомните его. Не важно, кто старше – вы или преподаватель. Если вы хотите, чтобы ребенок уважал учителя, покажите пример своему чаду – поздоровайтесь первым, и назовите педагога по имени и отчеству. Так ребенок быстрее запомнит, как зовут преподавателя, и научится так же хорошо здороваться. Если ваш ребенок стеснителен, и ему трудно здороваться с педагогом (бывает и такое!), перед входом в класс “порепетируйте” приветствие.

Поздоровались? А теперь подумайте – готов ли ребенок начать заниматься? Все ли в порядке с его одеждой? Чистые ли у него руки? Настроен ли он психологически на урок? И, если на подобные вопросы вы отвечаете отрицательно, то... что? Уместно ли в классе заправлять ученику рубашку в штаны (как вариант – одергивать юбку и подтягивать колготки)? Ужасаться измазанным непонятно чем ладошкам? Громко шептать наставления? А что в это время будет делать преподаватель? Ждать, когда же вы закончите поправлять, отчищать, наставлять? Если ученик в классе, то есть – на уроке, то этого ученика надо учить! А вместо этого приходится слушать все подробности.

И тут нам надо вернуться к началу... Вот вы поднимаетесь по лестнице, подходите к классу... Задаете себе волшебные вопросы (см. выше) про руки, одежду и т.д. Затем смотрите на часы... Ага, до урока еще несколько минут! Как раз хватит на то, чтобы привести ваше чадо в порядок – посетить туалет, помыть руки, поправить одежду и прическу, и даже на родительское напутствие времени хватит.

Другой вариант – вы опаздываете. Бывает... (Вы, конечно же, не забыли позвонить педагогу).
Но и здесь можно потратить одну-две минуты на то, чтобы перевести дыхание (вы же бежали по лестнице, стараясь успеть вовремя), вымыть руки...

Небольшое отступление.
Почему я так заостряю внимание на чистоте рук? Зануда, да и только! Ну подумаешь, по дороге малыш покопался в песочнице... Можно долго рассказывать о микробах, гигиене и прочих интересных вещах, но – не буду. Давайте запомним следующее правило – руки скрипача должны быть чистыми. Брать скрипку и смычок грязными руками нельзя. В футляре должны всегда быть влажные салфетки – на тот случай, если нет никакой возможности помыть руки. Кстати, за ногтями надо тоже следить – подрезать, чистить...

Придется сказать еще о некоторых вещах.

Пожалуйста, не кормите и не поите детей непосредственно перед уроком! Бывает, что ученик несколько раз за урок отпрашивается “выйти”... А все эти крошки, остатки шоколада на подбородке! Опять же – липкие пальцы... Дожевывание и проглатывание в классе! Не надо.

Не приводите на урок больных детей! Даже если это “всего лишь” насморк и кашель.

  • Во-первых, болезнь может оказаться заразной, заболеет преподаватель, возьмет больничный... Из-за одного урока, который вы не захотели пропустить, вы потеряете несколько.
  • Во-вторых, заболеть могут дети, которые придут в класс после вашего отпрыска.
  • И, в-третьих, пожалейте ребенка: очень тяжело играть на скрипке, когда заложен нос, першит в горле, звуки доносятся как сквозь вату. Такое занятие будет малоэффективным.

Вернемся в класс.
Начинается урок. Ученик достает ноты, ставит на пюпитр...
Но что это? Вместо аккуратной папки с нотами – ворох разрозненных листков, измятых, испачканных...
“Ну и что? - спросят иные родители, - ноты-то не наши, а библиотечные. И вообще они такими и были!” Или: “это всего лишь ксерокс, подумаешь, измялся немного?”.
Так вот. Они не правы. К нотам надо относиться уважительно. Даже если кто-то уже успел измять и порвать библиотечные ноты, это значит лишь одно: надо расправить листы и подклеить. Что касается “ксерокса” - это тоже ноты, музыкальные слова и мысли. И неважно, каким способом они напечатаны. Заведите своему ребенку специальную папку для нот, следите за состоянием сборников.

Про уход за инструментом я, пожалуй, напишу отдельно... Здесь же выскажу только одну мысль: перед тем, как отправиться на урок, проверьте содержимое футляра. Скрипка, смычок, подушечка или мостик, канифоль – все на месте? Бывает, что, придя в класс, ученик потрясенно застывает перед открытым футляром. Особенно часто забываются смычки....

И вот наш урок подходит к концу. Вы получили домашнее задание, скрипка уже в футляре. Остается только попрощаться с преподавателем. Прекрасно, если после вашего урока у педагога небольшой перерыв. В этом случае вы можете с чувством произнести: “до свидания!”. А бывает, что, пока вы собирали скрипку, ноты и все остальное, в класс пришел следующий ученик. Преподаватель уже настраивает инструмент. Производите как можно меньше шума. Попрощайтесь тихонько, и так же неслышно притворите за собой дверь...

Встречайте – идеальный ученик, несбыточная мечта преподавателя! Он всегда опрятно одет, у него чистые руки и аккуратные ногти. Его ноты и инструмент в идеальном порядке. Никогда не забывает дневник. Сосредоточен. Вежлив. Всегда выполняет домашнее задание. Да, таких детей не бывает... Однако никто не мешает вам понемногу приближаться к совершенству.

Когда-нибудь ваш педагог состарится и уйдет на заслуженный отдых. И, собрав коллег за чашкой чая с вареньем, станет рассказывать историю о том, какой хороший ребенок учился давным-давно в его классе. Коллеги будут слушать с недоверием и восхищением....

к началу статьи
к статье "Кому это надо?"
к статье "Родитель на уроке"
к Вступлению



О домашних занятиях

Сложную тему я выбрала для разговора. Попробуем же разобраться...

Часть первая

Итак, ваш ребенок первый раз посетил урок по скрипке. Педагог показал ему скрипочку, смычок, объяснил, как держать инструмент. Ребенок узнал, что такое канифоль и зачем она нужна. Сколько струн у скрипочки, как они звучат, что за прием игры – pizzicato. Вы тоже, конечно, присутствовали на занятии. И вас тоже “загрузили” информацией – как ухаживать за скрипкой, какие ноты взять в библиотеке, а какие – купить в музыкальном магазине. И еще вам сказали, что надо заниматься дома...

Придя домой, вы погрузились в нескончаемую череду повседневных забот. Вам смутно помнится – надо что-то сделать, а вот что? Скрипка... И вы понимаете, что все, поведанное вам на уроке, благополучно забылось.
(На память юного скрипача не надейтесь – ребенок забыл все еще раньше вас).

Делаем первый вывод – на уроке надо достать блокнотик и ручку и все-все записывать: как организационные вопросы - где купить ноты, канифоль, так и специальную информацию - как называются струны / где живут нотки / как располагаются пальцы на смычке...
Вывод второй – если нужно пойти в магазин или в библиотеку, делать это надо сразу после урока. В крайнем случае, на следующий день. Иначе забудете и не сможете на следующем уроке внятно ответить на вопрос преподавателя, почему нет того, сего...

Предположим, вы успешно прошли первую часть квеста под названием “Домашнее задание”. Ноты куплены, указания педагога записаны. Можно облегченно вздохнуть? Что вы, все только начинается! Теперь надо заниматься.

Все не так сложно, как кажется. Поначалу дома надо будет только вспоминать пройденное на уроке. Занятие для первоклассника может длиться 30 минут. Для дошкольника хватит и 15 минут в день. (Здесь я напоминаю вам, что пишу об учащихся обычной музыкальной школы. В лицеях и "десятилетках" другие правила.)
Это хорошая новость.
А вот плохая – заниматься надо каждый день.

Для чего это нужно?
Вроде бы на уроке ученик что-то усвоил, проработал, запомнил...
Ну и зачем каждый день повторять одно и то же?
Упражнения какие-то странные (в зеркало посмотреться, головой покачать... Ручки послушные-непослушные).
Песенки идиотские, все на одном звуке, слова – для умственно отсталых...
А зачем в ладоши хлопать, считать какие-то доли?
И каждый день? Свихнуться ж можно!

Давайте по порядку.
Про упражнения:
Скрипка – непростой инструмент, к нему надо привыкнуть, почувствовать удобство – с этого и начинается так называемое владение инструментом. Поэтому первые простые упражнения должны выполняться изо дня в день. Особенно важно следить за осанкой – во избежание проблем с позвоночником. Профессиональные скрипачи работают над постановкой всю жизнь, корректируя и совершенствуя свой игровой аппарат. Ребенок учится различать свободу и напряжение, следить за правильным положением головы, рук, плеч при игре на скрипке.

Про песенки:
Музыкальный слух тоже развивается на протяжении всей жизни. Поэтому в первых домашних заданиях обязательно будут упражнения на развитие слуха, а именно – пение песенок с названием нот, со словами, пение отдельных нот (нот, на которых звучат “пустые” струны – остальные звуки будут выстраиваться относительно открытой струны, поэтому важно зафиксировать слухом звучание таких нот, как “ля”, “ре”, “соль” и “ми” ). Цель таких упражнений – чистое интонирование мелодии.

Про хлопанье в ладоши:
Ритм – основа музыкального произведения. Очень важно с самого начала дать представление о системе длительностей, о сильных и слабых долях такта. Этого педагог и добивается, предлагая ученику прохлопать (протопать, продирижировать) ритм песенки. Мозг ребенка не перегружается лишней информацией, но основные понятия о ритме усваиваются.

Таким образом – посредством упражнений и повторений - формируются основные навыки. Не буду объяснять, что такое навык, здесь лучше написано.

Если упражнения не повторять и не выполнять домашние задания, ребенку будет неприятно посещать скрипичный класс.
Судите сами: ученик не усвоил материал предыдущего урока ни головой (названия нот, звучание песенок), ни мышцами (способ держания скрипки и смычка, приемы игры); педагог не может дать новой информации, а вынужден повторять то, что было раньше; от этого ученику становится скучно - опять то же самое, и педагог, между прочим, тоже не в восторге. Ставятся плохие отметки, радость творчества тихо плачет в уголке...
В итоге ребенок либо бросает заниматься, либо занимается очень плохо (“мама сказала ходить на урок, вот и хожу”). И неизвестно еще, какой вариант развития событий хуже.

Если вы хотите, чтобы ребенок узнавал что-то новое, чтобы общение со скрипкой и с педагогом было в радость – помогайте своему сыну или дочери заниматься дома. Помните, что в первые годы обучения многое зависит от вас.
Не ждите, что ребенок сам изъявит желание поиграть дома на скрипке. Он найдет много других интересных дел...
Не взывайте к его совести – не поможет.
Организуйте свое чадо. Просто приучайте каждый день посвящать время занятиям музыкой.
Помните, что внимание ребенка не бесконечно. Видите, что начинает отвлекаться? Дайте скрипачу отдохнуть – сделайте гимнастику для укрепления позвоночника, например. Переключитесь на другую задачу – после игры pizzicato попойте песенки, после дирижирования позанимайтесь упражнениями для правой руки.

Некоторые родители спрашивают меня, а нельзя ли сделать так, чтобы ребенок ходил на уроки почаще... Ну, чтобы дома не заниматься... А то мы, знаете ли, не умеем. И времени нет совсем...

Вот что я могу на это ответить:

  • Педагог учит в классе.
  • Ученик работает на уроке и занимается дома, а в класс приносит результат домашних занятий.
  • Родители помогают ученику заниматься дома.

Такова формула успешного учебного процесса, простая, как все гениальное...

Наверное, вы мечтаете о том времени, когда ваш сын/ваша дочь подрастет и будет самостоятельно заниматься, делать уроки...
А у вас появится, наконец, свободное время... И вы будете пить чай с печеньем, внимая неземным звукам скрипки...
Помогите вашему ребенку стать организованным, приучите его к ежедневным занятиям.
И тогда ваша мечта станет реальностью!


Часть вторая

Вот прошла осень, за ней зима, весна... Выступления, экзамены. Вот они, долгожданные каникулы!
Но на последнем уроке педагог дает ученику какие-то нотки. И говорит, что это – задание на лето.
Вы тихо (или громко – зависит от темперамента и манеры поведения) возмущаетесь – какое такое задание? Летом ребенок должен отдыхать!

Надо ли заниматься музыкой в летние каникулы?
Действительно, вопрос сложный.

Конечно же, лето – это отдых. Гулять, купаться, есть фрукты – и никакой школы. Родители тоже чувствуют некоторое облегчение – не надо беспокоиться об оценках, водить в школу и в музыкалку, проверять уроки. Можно хоть немного расслабиться.

Заглянем, однако, в недалекое будущее. Представим, что лето закончилось и начался новый учебный год.

Ваш отпрыск, одичавший за время каникул, приступает к занятиям в школе.
И тут... Боже мой! Домашние задания, контрольные, новые предметы, новые требования. Ребенок тонет в море информации.
А еще надо идти в музыкальную школу... И вспоминать, как держат скрипку. И не только как держат, а еще и как на ней играют. Оказывается, и здесь требования стали выше. Надо к какому-то техзачету готовиться, а потом – учебный концерт, а потом – экзамен...

И тут выясняется, что навыки – те, что так долго формировались – потеряны.
Пальцы не помнят правильного положения на грифе.
Уши не помнят чистых нот. Да не только чистых, а просто - нот.

Ребенок испытывает стресс – все, что весной так легко получалось, куда-то пропало.
А педагоги если и не говорят, то думают примерно так: полгода занятий – коту (извините!) под хвост! Все, что было достигнуто за год, весь совместный труд ученика и педагога - утеряно и забыто, надо начинать с начала.

Особенно умиляет, когда в конце лета звонят мне родители учеников и радостно сообщают, что “не занимались все лето! Ну, то есть скрипку вообще не доставали из футляра!” Интересно, как я должна реагировать? Радоваться вместе с ними? Иногда после таких “радостей” всерьез хочется бросить любимую работу...

Как видите, картина довольно мрачная.
Ребенок в растерянности из-за свалившихся на него требований.
Педагог в отчаянии – по причинам, указанным выше.

А все могло быть по-другому. И бывает ведь! (Редко, правда...)

От вас, мудрых и любящих родителей, требуется совсем немного дальновидности и организованности.

Если ребенок проводит лето на обустроенной даче, то вполне может взять с собой скрипку. И понемногу разбирать новую программу. 20 минут-полчаса в день – разве это много?

Бывает, что условия не позволяют взять с собой инструмент (поездка в лагерь, в другую страну, пеший поход). В таком случае вам заранее придется подумать о своевременном возвращении из поездки – чтобы ребенок начал заниматься недели за две (а лучше – за три ) до начала учебного года.

Как правило, педагоги прекрасно понимают необходимость летнего отдыха. Задание на лето чаще всего небольшое. От ученика требуется лишь разобрать одно-два произведения. А от вас – разумный распорядок дня и некоторая доля непреклонности
(Ребенок: опять заниматься? А ребята на речку идут.... Родитель: Ничего-ничего. Позанимаешься – и тоже пойдешь.)

В результате ребенок приходит на первый урок подготовленным. Руки не устают, пальцы не болят от струн (это тоже важно), нотный текст разобран. Можно осваивать новые штрихи, спокойно работать над качеством звука, тембром, динамикой, характером произведения...
Заниматься музыкой – тем, ради чего вы и привели свое чадо в музыкальную школу.

к началу статьи
к статье "О поведении на уроке"
к статье "Кому это надо?"
к статье "Родитель на уроке"
к Вступлению